Избранные материалы недавних выпусков

Как в Чите музей уничтожали

№ 12 (305) от 23 марта 2016 г., стр. 13

Оптимизация, как уже поняли многие жители нашего региона, штука весьма противоречивая. Несмотря на вполне позитивное растолкование этого термина различными словарями (одно из них «выбор из всех возможных вариантов использования ресурсов тех, которые дают наилучшие результаты»), реализуется это зачастую в контексте ярко негативном, что невольно наводит на вопрос: благо ли эта оптимизация? Забайкальскому Музейно-выставочному центру (далее — МВЦ) на улице Чкалова тоже пришлось ощутить некоторые оптимизационные обновления на себе.


Из сладкого прошлого…

История МВЦ началась около тридцати лет назад, когда в Чите состоялся съезд союза художников, по решению которого была проведена крупнейшая выставка «Советский Дальний Восток». С помощью Союза художников и местных партийных органов выставка стала действительно грандиозным событием и собрала в Чите лучших художников Дальнего Востока: из Хабаровска, Якутска, Благовещенска и других городов.

Эта выставка и стала базой для создания читинского Художественного музея. Забайкалье получило огромный духовный центр для изобразительного искусства. В построенном музее начала кипеть жизнь: проводились большие выставки, причем не только местного значения. Тогдашний Минкульт передал из Москвы множество картин, также много работ было куплено и после выставки «Советский Дальний Восток». В музее всегда были художники, выставляющие свои работы, были зрители.

Огромный вклад внесли и многие руководители этого музея, в особенности директриса по фамилии Скупко и директор Валерий Баширов, который сам был художником. Именно при этих руководителях музей переживал свой расцвет, потому что эти люди знали, как делать свою работу. Они постоянно контактировали с народными художниками, такими как Голубев, Завьялов, Золотухина и многими другими. По мнению некоторых старожилов МВЦ, ни один музей России не имел такого фонда народного творчества. Невероятными усилиями создавался крепкий и сплоченный искусствоведческий коллектив. В музей тогда в основном приходили оригиналы работ.

… в горькое настоящее

Музей в некотором смысле прекратил свое существование с приходом к должности министра культуры Галины Сыроватка. В МВЦ начали проникать ее люди, был уволен весь искусствоведческий состав. Баширова, тогдашнего директора, убрали с поста. Музей стал называться «Музейно-выставочным центром», что, наверное, тоже уничтожило громкий статус культурного центра.

С того времени, как при Сыроватка директором был назначен Кожемякин, дела у некогда величественного музея пошли плохо. Из-за отсутствия хороших искусствоведов все выставки начали проводиться на совсем уж любительском уровне. То есть, по сути, в правлении МВЦ засели люди, которые к искусству имели крайне малое отношение.

Неизвестно, сколько при этой реструктуризации погибло произведений искусств, одежды, картин и прочего. По данным некоторых бывших работников, многие картинные рамы и даже сами полотна были вывезены на свалку в период спонтанно проведенного ремонта хранилищ.

Досталось от наших оптимизаторов и прекрасному паркету, который когда-то создавался на заказ специально для этого музея. Несколько лет назад, при директорстве нынешнего руководителя Дины Корсун, его сняли, вырезали деревянную подушку, на которой он лежал, и залили на его место бетон, а сверху положили плитку. Тут напрашиваются некоторые опасения о надежности такой конструкции. Все же вес бетона несколько отличается от веса деревянной подушки. Выдержат ли новую нагрузку несущие колонны и не рухнет ли все это на головы посетителей?

По некоторым данным, в здании совсем плохая система вентиляции, что пагубно сказывается на хранящихся в МВЦ произведениях искусства.

Теперь, по моему субъективному мнению, этот художественный центр напоминает супермаркет. Ведь любому ясно, что скользкий блестящий пол (к тому же в некоторых местах разной высоты) гораздо хуже способствует осмотру известных полотен, нежели сделанный на заказ паркет.

Но на паркете новое руководство не остановилось. Примерно в это же время оно уничтожило окна (сделанные, по некоторым данным, также на заказ) и заменило их пластиковыми. Понятное дело, что времена меняются и что-то в этом мире требует обновления. Но, ей-богу, это же не магазин и не кинотеатр. Это — центр, в котором собирается искусство ради искусства.

Многие ушедшие работники задаются вопросом: зачем все это нужно? Вместо того, чтобы развивать культурную составляющую художественного музея, руководство занялось обновлением фасадов, что, без должной работы над внутренним контентом, новых посетителей едва ли привлечет.

Сейчас музей представляет из себя действительно «Музейно-выставочный центр». Выставки если и проводятся, то очень нечасто и, по мнению многих культурных работников, для галочки. Экспозиции народных творцов теперь заменили выставками шуб и сувениров.

Если уж вы так любите все оптимизировать и реструктуризировать, проведите это с умом. Поставьте в руководство людей, понимающих, что такое искусство и как его подавать.

Не нужно уничтожать наш музей!

Никита ИЛЬЯШ

Тем временем:

15 марта был арестован заместитель министра культуры России Владимира Мединского Григорий Пирумов. В отношении него возбуждено уголовное дело по подозрению в хищении средств, выделенных на проведение реставрационных работ. По предварительным данным, размер похищенных средств оценивается в 50-60 миллионов рублей.


Версия для печати

Поделиться ссылкой
в соцсетях:


Комментарии ()