Избранные материалы недавних выпусков

Дорога в неизвестность:
куда укатил забайкальский «Гуран»

№ 26 (319) от 29 июня 2016 г., стр. 4

Поистине волна кризиса и упадка захлестывает одно за другим предприятия региона. «Вечорка» вынуждена констатировать, что все больше производственных гигантов, которые чудом не развалились в бесшабашные 90-е, а после от греха подальше реинкарнировались в общества с ограниченной ответственностью (или, как вариант — в открытые акционерные общества), ныне переживают если не банкротство, то как минимум эпоху нестабильности.


Заводская гидра

Лишнее тому подтверждение — ситуация, сложившаяся на читинском восемьдесят восьмом ЦАРЗе (центральном автомобильном ремонтном заводе), впускающем известные в крае автомобили «Гуран», которые при правильном раскладе могли бы пользоваться спросом у жителей края. Беда как говорится, одна не приходит, и на «семь бед» искать один ответ приходится нынешнему директору «восемьдесят восьмого» — Сергею Чадаеву, которому в условиях безденежья придется если не поднять прибыль завода, то как минимум сохранить предприятие.

Поясним читателям, что некоторое время назад у заводского руля находился иной руководитель, который и успел наломать дров. После его ухода с поста завод лишился приличной клиентской базы, так что теперь список потенциальных заказчиков приходится воссоздавать заново. Логично, что лишившись солидной порции средств, в старые добрые времена регулярно выдаваемых партнерами, осуществлять производственный процесс как ни в чем ни бывало — задача не из простых. Дополнительный уровень сложности ей придают требования налоговых органов выплатить накопившуюся задолженность, а также аналогичные требования со стороны работников. Попробуй объясни людям, который месяц не получающим зарплату, что дело вовсе не в директоре-хапуге, а в клубке проблем, словно порождающих друг друга подобно тому, как гидра выращивает несколько новых огнедышащих голов на месте только что отрубленной.

Кризисный порочный круг

В заводском цеху

Оказавшись связанным по рукам и ногам финансовыми обязательствами и невозможностью эти обязательства в условиях кризиса исполнять, директор Сергей Чадаев принял новый удар — на него едва не завели уголовное дело. На взгляд обывателя, все выглядело вполне уместно: предприятие «загнало в угол» экс-руководство, но первоочередные выплаты не производятся прямо сейчас, и отвечать должен нынешний руководитель. То, что «наследство», только со знаком минус, оставил бывший директор, объяснять пришлось уже в суде. Благо, что судебным ответом на материалы, поступившие от зама руководителя трудовой инспекции, связанные с невыплатой зарплаты работникам АО «88 ЦАРЗ» стало постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Управляющий директор сообщил, что, согласно занимаемой должности, отвечает за обеспечение бесперебойной работы завода, а именно за ремонт специальной военной техники общевойскового назначения. Сейчас в штате состоят более ста гражданских работников, но изыскать хоть какие-то средства, чтоб выдать им зарплату, нет решительно никакой возможности. Дело в том, что АО «88 ЦАРЗ» структурно входит в состав АО «Спецремонт», фактически находящегося в Москве. Деньгами для оплаты труда работников читинского «восемьдесят восьмого» располагает только АО «Спецремонт», это же акционерное общество отвечает за все пункты, касающиеся выплат зарплат и поощрительных выплат сотрудникам АО «88 ЦАРЗ». Только директор «Спецремонта» сможет принять решение о выделении денег для оплаты труда читинских работяг, он же распоряжается переводом денег со счета «Спецремонта». Тем временем его читинский собрат уже находится на грани банкротства, ведь долгое время деньги из АО «Спецремонт» на счет «88 ЦАРЗ» не поступали вообще. В итоге с февраля текущего года и до сих пор как рядовые работники, так и директор в карманах нащупывают лишь пустоту. В таких случаях единственным решением становится продать износившиеся активы и полученные деньги потратить на выдачу получки. Но и это сделать невозможно из-за того, что судебные приставы наложили ограничение на регистрационные действия завода с движимым имуществом. Теперь его нельзя не только продать, но и даже сдать. В возбуждении уголовного дела в таких обстоятельствах, ясное дело, отказали, но порочный круг «невыплата зарплаты — приставы — невозможность продать/сдать что-то — невыплата зарплаты» продолжает вращаться.

Безработный завод

Этот автомобиль — участник Парада Победы

С 2006 до 2014 года Яковлев руководил АО «88 ЦАРЗ», а июне 2014 года, то есть два года назад экс-директор получил уведомление об отзыве доверенности от управляющей компании АО «Спецремонт». Как стало известно «Вечорке», за три дня он вывез с завода некоторое количество станков и другого имущества, а также увел с собой порядка 40 специалистов и устроил их на ОА «78 военный завод», где он являлся генеральным директором, однако впоследствии летом 2014 года земля и все имущество «семьдесят восьмого» по искусственным долгам через судебных приставов было продано в собственность подставным лицам. Фактически завода уже нет — он продан, однако во все контролирующих органах он состоит на учете, где до сих пор требуют отчетности. При смене руководства должным образом не были переданы что дела, что счета и активы. С момента ухода бывшего руководителя завод прекратил исполнять работы по контракту, выездные бригады были ликвидированы, а ответственные лица бригад — уволены, снова подчеркнем — без процедуры сдачи дел и без проведения инвентаризации. В итоге образовалась недостача товарно-материальных ценностей. Возникла и задолженность по крупному государственному контракту № Р/3/6/36-ДГОЗ, над исполнением которого ранее трудилось аж 8 бригад. По закону, завод должен либо сдать госзаказ, как полагается, либо вернуть аванс, то есть уже выданную часть платежа. В текущей же ситуации крайне сложно воплотить в жизнь и первое, и второе. Ухудшает положение и то, что многие факты указывают действующему руководству, что ранее выданные на исполнение госзаказа деньги использовались не по целевому назначению. Не просто же так в сентябре 2014 года ОФСБ России изъяло бухгалтерские документы за период с 2010 по 2014 года. «Вечорке» стало известно, что на тот момент создавались фирмы по сборке автомобилей, например, ООО «Гуран». Запчасти поступали из Китая, при этом основная часть затрат оплачивалась за счет завода, но официально доходов от продажи «Гуранов» предприятие не имело.

На заводе подрядчиками проводились ремонтные работы, в роли которых выступали фирмы ООО «Сибстрой», ООО «Элитинвестстрой», через которые проводилось обналичивание денег, что подтверждают данные проверок со стороны налоговой инспекции. За это заводу сейчас приходится нести убытки в арбитражных судах по отказу от возврата налога на добавленную стоимость. Прежним руководством было написано письмо в ОАО «Ремдизель» о передаче части работ по техническому надзору автомобилей КАМаЗ и модификаций. Сейчас всплыли цифры, говорящие, что объемы работ на заводе были завышены умышленно, из-за чего и было предложено передать эти работы фирме ООО «ВостокСервисАвто», которая, к слову, не имеет лицензии на эти виды деятельности. Результат — завод снова остался без работы.

Скорая экономическая помощь. Вызов принят.

Еще одним просчетом экс-начальства стали закупки запасных запчастей «впрок», которые производились по завышенным ценам, при этом купленные запчасти имеют низкий коэффициент сменности. В итоге на заводе скопилось большое количество неликвидных запасных частей.

В годы нахождения у власти экс-директора также производился ремонт автомобилей сомнительных фирм, таких как ООО «Скиф», соответственно, были затрачены деньги на выполнение этих работ. При этом расчет с заводом не производился, что подтверждает сформировавшаяся дебиторская задолженность. Теперь на руках есть постановления арбитражного суда в пользу завода, только толку с них как с козла молока: теперь взыскивать деньги попросту не с кого!

А каждый рубль между тем пришелся бы очень кстати: с 30 апреля прошлого года арестован расчетный счет предприятия, в результате стало невозможным распоряжаться находящимся на нем миллионами рублей. Но по-настоящему страшно то, что каждый месяц растет задолженность не только перед налоговыми органами, но и перед поставщиками и самими работниками, которые за спасибо вкалывать не хотят и вопреки всем уговорам настроены решительно. Тем временем, возможно, совсем скоро государством будет брошен финансовый спасательный круг — ОА «88 завод» попадает под постановление правительства РФ «Об учреждении правил предоставления из Федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса в целях предупреждения банкротства…». И вероятно, скорая экономическая помощь прибудет довольно быстро — завод является крупнейшим в крае налогоплательщиком, и краевые власти уж точно не допустят того, чтоб такой аппетитный кусок бюджетного пирога был утерян. С учетом того, что предприятий, регулярно отстегивающих региону солидные поступления, в этом самом регионе можно по пальцам пересчитать…

Мария СНЕГОВА

Фото автора


Версия для печати

Поделиться ссылкой
в соцсетях:


Комментарии ()