Избранные материалы недавних выпусков

На тихой окраине черти водятся!

№ 47 (340) от 23 ноября 2016 г., стр. 4

«Вечорка» в № 44 (337) от 2 ноября 2016 г. в публикации «Где деньги, Коль и Галь?» писала о нарушениях, которые были вскрыты Контрольно-счетной палатой Забкрая, «Театра национальных культур «Забайкальские узоры». Проверка выявила факты невыполнения Театром обязательств по госконтракту на общую сумму 1,5 миллиона рублей.


Напомним, специалисты КСП выявили весьма занимательный факт — спектакль Театра «На тихой окраине», за постановку которого «Заб. узоры» получили полтора миллиона рублей, существовал лишь на бумагах и в воображении руководства Театра.

В своем отчете КСП публикует выдержки из творческого отчета, который ГУК «Забайкальские узоры» предоставил в Минкультуры РФ. В нем Театр отчитывается, что «премьерный показ спектакля «На тихой окраине» состоялся 31 октября 2015 года в 17:00 часов по адресу: г. Чита, пр. Фадеева, 1. Спектакль прошел при аншлаге (525 мест) и получил высокую зрительскую оценку. Целевая аудитория состояла из учащихся кадетских корпусов, краеведов, школьников, суворовцев, казаков во главе с атаманом Чупиным Г.П., пенсионеров-активистов и друзей Театра. Также на премьере присутствовали члены Правительства Забайкальского края, депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края, партнеры Театра».

Вот такую сказочку сочинило руководство Театра «Забайкальские узоры», чтобы скрыть «пропажу» 1,5 млн. руб., но, как показало дальнейшее расследование «Вечорки», сказка эта далеко не последняя…

Арбитражный суд в дураках

Выясняется, что руководство Театра, в лице супружеской четы Сыроваток и их дочери Марии Гуськовой, обмануло всех, даже суд: в апреле 2016 года Театр «Забайкальские узоры» отсудил один миллион рублей за спектакль «На тихой окраине», которого не было.

6 апреля 2016 года Арбитражный суд Забайкальского края вынес решение взыскать с АНО «Исполнительная дирекция социально-значимых проектов» в пользу ГУК «Театр национальных культур «Забайкальские узоры» один миллион рублей и проценты за пользование чужими деньгами. Эти деньги, по утверждению истца — Театра «Заб. узоры», были потрачены им на премьеру спектакля «На тихой окраине», которая якобы состоялась 31 октября 2015 года.

Как говорится в материалах суда, истец, то есть Театр, «обязательства по договору исполнил, что подтверждается подписанным сторонами актом от 30.10.2015 № 60 на сумму 1000000 руб. В акте указано на отсутствие претензий заказчика по оказанным исполнителем услугам.

«В подтверждение оказания услуг истец также предоставил творческий отчет о создании музыкального спектакля «На тихой окраине», согласно которому премьера спектакля состоялась 31.10.2015. О премьере спектакля 31.10.2015 свидетельствует афиша, размещенная на официальном сайте истца и иных сайтах в сети Интернет», — говорится в материалах суда.

В результате суд удовлетворил требования истца и решил взыскать с Автономной некоммерческой организации «Исполнительная дирекция социально-значимых проектов» в пользу ГУК «Театр национальных культур «Забайкальские узоры» 1000000 руб. основного долга, 31639 руб. 39 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 23316 руб. 39 коп. расходов по оплате госпошлины, всего — 1054955 руб. 78 коп.

Но спектакля-то не было. Не было премьеры 31 октября 2015 года. Этот факт специалисты КСП Забайкальского края доказали.

Получается, что Театр «Забайкальские узоры» и его руководство ввело в заблуждение всех (читай — обманули) — и Министерство культуры РФ, и Арбитражный суд Забайкальского края, предоставив туда фиктивные афиши и такие же фиктивные отчеты о премьерном показе спектакля.

Премьерный показ спектакля «На тихой окраине» Театр «Забайкальские узоры» удосужился сделать только 12 ноября 2016 года. Опять же о том, что спектакль состоялся, свидетельствует лишь новость на сайте Театра да подборка фотографий в группе на сайте «Одноклассники», при этом нет ни одной фотографии зрительного зала. Нет видеоматериалов, хотя в данном случае они должны присутствовать, так как постановка осуществлялась на бюджетные деньги, и Театр обязан за эти средства отчитаться.

Никаких документальных подтверждений о состоявшейся премьере нет и в средствах массовой информации Забайкальского края, что вызывает удивление — все-таки в Чите, не избалованной театральными премьерами, такое событие по определению не должно было пройти незамеченным.

«На тихой окраине»

Чтобы не быть голословным, корреспондент «Вечорки» отправился на один из премьерных спектаклей «На тихой окраине». 18 ноября, если верить афише на сайте Театра, давали второй по счету спектакль, первый состоялся 12 ноября.

Зал сначала казался полупустым. Взрослые зрители, а их в зале оказалось меньшинство, уже чинно разошлись по местам, а школьники — в основном ученики младших классов — все еще толпятся в коридоре. Слышны звонкие детские голоса. Вот их заводят группами и рассаживают.

На сцену выходит женщина с микрофоном. Зал постепенно затихает. Она много говорит, обращаясь ко всем «ребята». Подчеркивает, что зрителя ждет не развлекательная программа, а результат серьезной работы по изучению и осмыслению нашей противоречивой истории, поэтому смотрим тихо и вникаем. Свет выключен, спектакль начался.

В центре повествования — забайкальское казачество. Спектакль охватывает всю историю края со времени прихода казаков в Восточную Сибирь и до наших дней. Сюжета как такового нет, есть несколько отдельных эпизодов из жизни, затрагивающих наиболее яркие исторические события.

Об этом спектакле было сказано, что он не совсем традиционный. И это правда, потому что в нем две стороны — эпическая и песенно-танцевальная. Невозможно показать быт людей, не затронув их культуры, поэтому сцена из жизни в этом спектакле обязательно плавно переходит в танец с песней. Актеры на самом деле являются профессиональными исполнителями народного танца. Перевоплощение — титаническая работа, и она была выполнена «на отлично». Но сюжет и актерская игра немного бледнеют на фоне всех этих зажигательных народных танцев, этих протяжных песен… Можно заслушаться голосом и не понять смысла песни. Кажется, на это и был сделан акцент, потому что забайкальские казаки неожиданно запели о том, как они любят Дон. Могло ли это происходить в действительности или просто слова песни так хороши, так патриотичны, что хочется слышать ее в этом спектакле — даже не имеет значения.

Впечатления у всех в зале были разные, кого-то спектакль заставил заплакать, потому что было много душераздирающих моментов, при этом великолепно сыгранных. Самые младшие из зрителей, кажется, ничего и не поняли — это для них долго, муторно, они устали. Все-таки аудитория таких спектаклей должна быть хотя бы старше 12 лет.

Немного смущает то, что поднимались такие неоднозначные вопросы, как отношения коренных народов и пришлых казаков, роль Октябрьской революции. Понятно, что это историческая постановка, без столь важных явлений картина не могла бы быть полной. Но нужна ли здесь явная оценка произошедшего?

Надо сказать, что какой бы ни была история спектакля «На тихой окраине», все, принявшие участие в его создании, выложились полностью, это действительно качественная работа. Однозначно, следует просто прийти и посмотреть его.

А был ли Театр?

Одной из главных составляющих любого представления Театра «Заб. узоры» являются костюмы. И здесь спектакль «На тихой окраине» не стал исключением — зрителей в очередной раз поразили великолепием и разнообразием костюмов. Но и в случае с костюмами у ГУК «Театр «Забайкальские узоры», оказывается, не все чисто…

Как стало известно «Вечорке», в ближайшее время художник Елена Олейник («Модельный дом Елены Олейник», г. Новосибирск), являющаяся автором 18 коллекций костюмов театра «Забайкальские узоры», готовится подать в суд на ГУК «Театр «Забайкальские узоры». Причина иска — невыплата Театром авторских отчислений Елене Олейник.

Олейник принадлежат основные концертные коллекции: «Ярмарка», «Богатые казаки», «Белая Русь», «Лен», «Джаз», «Реченька», «Шаманские» и т.д. Каждая коллекция является авторской, и на них распространяется закон о защите авторских прав. При этом никаких отчислений за использование Театром своих костюмов Олейник не получает. Когда она обратилась в новосибирское отделение РАО (Российской авторское общество), ей объяснили, что, являясь концертным коллективом, «Забайкальские узоры» не обязаны платить авторские отчисления. Когда Олейник пояснила чиновникам из РАО, что речь идет о государственном театре, резонно удивлению их не было предела: ГУК ТНК «Забайкальские узоры» в РАО был зарегистрирован как концертный коллектив и никаких отчислений не производил.

Сколько денег на этом небольшом фокусе заработал Театр и Сыроватки — Гуськова, еще предстоит выяснить, а пока в целом по Театру складывается очень неприятная картина. По определению, Театр должен быть очагом культуры, но на деле это учреждение якобы культуры, расположенное на тихой окраине Читы, всей своей деятельностью и всеми скандалами, с ним связанными, показывает всем, что это не театр, это цирк-шапито с фокусниками и клоунами в качестве основных действующих лиц.

Страшно в этой ситуации еще и то, что в ходе своей сравнительно честной деятельности руководство Театра «замазало» не совсем хорошей и дурно пахнущей субстанцией практически всех, так или иначе имевших отношение к Театру. Поэтому Сыроватки уверены, что раз уж все замазаны, то и показания против них никто давать не будет.

«Вечорка» обращается ко всем, кто невольно участвовал или знает о махинациях руководства «Забайкальских узоров», приходите, пишите в газету. Строгую конфиденциальность мы гарантируем. Ваших имен никто не узнает, а вот о делишках Сыроваток и Гуськовой должный знать все.

Олег ТОПОЛЕВ, Виктория КОЛГАНОВА, фото Виктории КОЛГАНОВОЙ


Версия для печати

Поделиться ссылкой
в соцсетях:


Комментарии ()